Урок 3. Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Защита населения от последствий землетрясений






 

 

Цель урока. 

 Познакомить обучаемых с природным явле­нием геологического происхождения — землетрясением, объяснить   причины   возникновения   землетрясения   и   порядок оценки его интенсивности. Познакомить обучаемых с сейсмически опасными районами на Земле. Познакомить учащихся с организацией защи­ты населения от последствий землетрясений.

 

Разобрать основ­ные мероприятия, проводимые в нашей стране по защите насе­ления от землетрясений. Познакомить учащихся с рекомендациями специалистов МЧС России о том, как подготовиться к земле­трясению, как вести себя во время и после землетрясения, что­бы обеспечить личную безопасность и безопасность окружаю­щих.

 

Изучаемые вопросы


1.            Землетрясение и причины его возникновения.

2.            Факторы, оказывающие влияние на силу землетрясения.

3.            Сейсмически опасные районы на Земле.

4.            Прогноз землетрясений.

5.            Обучение и оповещение населения.

6.            Организация аварийно-спасательных работ.

7.            Как подготовиться к землетрясению.

8.            Как вести себя во время землетрясения.

9.            Как действовать после землетрясения.

 

Рекомендации по изложению учебного материала


1. Подчеркнуть, что землетрясение — это природное явле­ние, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли. Дать определения понятий внезапных сме­щений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии. Эти смещения и разрывы обусловлены глубинными процесса­ми, происходящими в литосфере и связанными с движением литосферных плит. В горных поясах и вблизи них внутриземное напряжение нарастает до тех пор, пока не превысит сопротив­ление горных пород, в результате происходит разрыв горных пород и их смещение.

 

Внутриземное напряжение скачкообраз­но сбрасывается. Потенциальная энергия деформации перехо­дит в кинетическую энергию, которая рассеивается в разные стороны от места разрыва в виде сейсмических волн. Сейсмиче­ские волны колеблют Землю. Сейсмический разрыв земной коры зарождается всегда на глубине. Очень редко бывает, когда глубина разрыва не превышает 3—5 км, чаще всего это происхо­дит на глубине 10—15 км. Установлено, что на глубинах до 5 км обычно возникают слабые подземные толчки, мощные земле­трясения зарождаются на глубине 40—60 км.

 

Место разрушения горной породы называют «очаг землетрясения, или гипоцентр», «эпицентр землетрясения». Сейсмические волны могут быть разных типов — продольные, поперечные и поверхностные. У них разные скорости движения, энергия и сила воздействия. Чем дальше волна от эпицентра, тем слабее землетрясение.

 

2.   Обратить внимание учащихся на то, что толчок земле­трясения возникает внутри земных недр, при этом выделяется кинетическая энергия, которая измеряется в магнитудах. Сила землетрясения зависит от величины магнитуды и расстояния определенной точки поверхности Земли от очага землетрясе­ния (гипоцентра).

 

При одинаковой магнитуде землетрясения (при одинаковой энергии, высвободившейся при разломе горных пород) сила землетрясения может быть разной в зависимости от глубины очага землетрясения.

Далее можно рассказать о шкале Рихтера, о шкале Меркали, по которым измеряется сила землетрясения.

 

3.   Используя географическую карту, рассказать, в каких районах Земли чаще происходят землетрясения.

 

В заключение урока целесообразно отметить, что землетря­сения интенсивностью 5—6 баллов случаются на Земле в сред­нем 5—7 тыс. раз в год; 7—8 баллов— 100—150 раз; уничто­жающие землетрясения интенсивностью 9—10 баллов—15— 20 раз. По данным статистики, сильные, катастрофические землетрясения в 11 — 12 баллов случаются 1 —2 раза в год.

 

4.Разъяснить учащимся, что защита населения от послед­ствий землетрясений является одной из задач Единой госу­дарственной системы предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций (РСЧС). Рассказать о мероприятиях, проводимых органами государственной власти и органами ме­стного самоуправления всех уровней, и о мерах по защите на­селения от землетрясений.

При этом более подробно остановиться на организации прогноза землетрясений.

 

5.Подчеркнуть, что особое внимание в организации защи­ты населения от последствий землетрясений уделяется обуче­нию населения правилам поведения при угрозе возникновения землетрясения, во время землетрясения и после него. Правила безопасного поведения населения будут рассмотрены на сле­дующем уроке, а здесь следует остановиться на важности свое­временного оповещение населения.

 

6.Объяснить учащимся, что для оказания помощи людям, попавшим в беду, локализации и ликвидации различных чрез­вычайных ситуаций созданы специальные аварийно-спасатель­ные службы и формирования. Рассказать об особенностях их деятельности.

 

В заключение необходимо отметить, что для населения, проживающего в сейсмоопасных районах, необходимо знать, что достаточно точным средством краткосрочного прогноза землетрясения может служить поведение домашних живот­ных при приближении землетрясения.

 

В книге Я. Палкевича «Выжить в городе» приведены примеры поведения животных перед землетрясением.

При известном среднесрочном прогнозе о возможности возникновения землетрясения в определенном районе наблю­дение за поведением животных позволит вовремя узнать о его приближении.

 

7.Познакомить учащихся с рекомендациями специали­стов МЧС России по правилам безопасного поведения при землетрясении. При этом подчеркнуть, что эти рекомендации не являются универсальными для всех случаев возникновения
землетрясений. Их можно рассматривать как основу индиви­дуального плана поведения в подобных ситуациях.

 

Рассказывая о подготовке к землетрясению, следует под­черкнуть, что специалисты МЧС России рекомендуют иметь заранее продуманный план действий во время землетрясения при нахождении дома, в общественном месте, на улице, в транспорте; важно иметь список телефонов: администрации города, управления по делам ГО и ЧС, противопожарной служ­бы, поисково-спасательного отряда, станции «Скорой помо­щи»; заранее подготовить все самое необходимое и хранить эти вещи в месте, известном всем членам семьи.

 

8.Объяснить учащимся, что во время землетрясения глав­ное не поддаваться панике (от момента, когда вы почувствуете первые толчки, до опасных для здания колебаний у вас есть 15—20 с). Быстро выйдите из здания, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости.

 

Далее следует рассказать, как вести себя на улице, в поме­щении, если вы не успели покинуть его. Особое внимание сле­дует уделить поведению человека, оказавшегося под обломка­ми  здания:  дышите  глубоко,   не  позволяйте  победить  себя страху и пасть духом, надо попытаться выжить любой ценой, оцените ситуацию и изучите, что в ней есть положительного.

Человек способен выдержать жажду и особенно голод в течение достаточного количества дней, если не будет бесполезно расходовать энергию.

 

Верьте, что помощь придет обязательно, приспособьтесь к обстановке и осмотритесь,  поищите возможный  выход,  отбросьте грустные мысли, сосредоточившись на самом важном; если единственным путем выхода является узкий лаз, вы должны протиснуться через него. Для этого необходимо, расслабив  мышцы, постепенно протискиваться, прижав локти к бокам и двигая ногами вперед, как черепаха.

 

9. Поведение после землетрясения не менее важная тема  для обсуждения.

Окажите первую медицинскую помощь нуждающимся. Если  можете, освободите попавших в легкоустранимые завалы. Будьте осторожны! Без крайней нужды не занимайте телефон. Включите радиотрансляцию. Подчиняйтесь указаниям местных властей, штаба по ликвидации последствий стихийного бедствия.

 

Не подходите к явно поврежденным зданиям, не входите в них.

 

Будьте готовы к сильным повторным толчкам, так как наиболее опасны первые 2—3 ч после землетрясения.

 

В заключение урока целесообразно подвести учащихся к об щему выводу: однозначных рекомендаций, приемлемых для всех случаев возникновения землетрясения, нет. Все они носят общий характер и учитывают наиболее часто повторяющиеся ситуации. Однако, хорошо зная эти рекомендации, каждый человек сможет  быстро оценить складывающуюся обстановку, свои возможности  и выбрать наиболее рациональный способ поведения для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.

 

 

Контрольные вопросы


1.           Что такое землетрясение и каковы причины его возник­новения?

2.           Что такое магнитуда землетрясения?

3.           Как измеряется интенсивность землетрясения?

4.           Какая существует взаимосвязь между магнитудой земле­трясения, глубиной гипоцентра и интенсивностью землетрясе­ния.

5.     Какие мероприятия включает в себя организация защи­ты населения от последствий землетрясений?

6.           Какие особенности природных явлений, происходящих в земной коре, учитываются при разработке прогнозов земле­трясений?

7.           Как реагируют домашние животные на приближение землетрясения?

8.           С какой целью проводятся аварийно-спасательные работы?

 

Домашнее задание


Изучите § 2.1, 2.2, 2.3  учебника.

 



Создан 01 янв 2016



 


   Широке визнання в українській літературі Глібов здобув як байкар.             .  Усього він написав понад сотню творів цього жанру.


   Перша збірка «Байки Леоніда Глібова», що містила 36 творів,

   вийшла у Києві.


   Жива багата мова, легкість діалогів, дотепність байок зробили їх                    популярними у школі та приносили радощі дітям.

андерсен

.





    © 2015  Байки Глібова.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика