Урок 11. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. Обеспечение защиты населения от последствий аварий.






 

 

Цель урока. 

 Познакомить учащихся с основными гидро­техническими сооружениями и их предназначением. Сформи­ровать у обучаемых общее представление о гидродинамической аварии, возможных причинах ее возникновения и возможных последствиях. Познакомить учащихся с основными меро­приятиями по защите населения от последствий гидродинами­ческих аварий профилактического характера, по ликвидации последствий гидродинамических аварий.

 

Изучаемые вопросы


1.           Гидротехнические сооружения и их предназначение.

 

2.           Гидродинамические аварии и причины их возникнове­ния.

 

3.           Возможные последствия гидродинамических аварий.

 

4.     Мероприятия по профилактике возникновения гидроди­намических аварий.

 

5.           Мероприятия по ликвидации последствий гидродинамических аварий.

 

6.           Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению населения в случае возникновения гидродинамических аварий.

 

Изложение учебного материала


1.         Отметить, что гидротехническое сооружение — это инженерное или естественное сооружение для использования водных ресурсов или для борьбы с разрушительным действием воды.

К основным потенциально опасным гидротехническим со­оружениям относятся плотины, водозаборные и водосборные сооружения и шлюзы.

 

2.           Дать определение гидродинамической аварии. Указать основные причины ее возникновения: действие сил природы (землетрясение, ураган, разлив, разрушение плотины паводко­выми водами) или воздействие человека (нанесение ударов со­временными средствами поражения по гидротехническим со­оружениям и совершение диверсионных актов), а также конструктивные дефекты или ошибки в проектировании и экс­плуатации гидротехнических сооружений.

 

3.     Подчеркнуть, что гидродинамические аварии на гидро­технических сооружениях могут привести к катастрофическим последствиям:

 

—    повреждения и разрушения гидротехнических сооруже­ний, кратковременное или долговременное прекращение вы­полнения ими своих функций;

—    поражение людей и разрушение сооружений волной прорыва, образовавшейся в результате разрушения гидротехни­ческого сооружения, имеющей высоту от 2 до 12 м и скорость движения от 3 до 25 км/ч (в горных районах может доходить до 100 км/ч);

— катастрофическое затопление обширных территорий и значительного количества городов и сел, объектов экономики, длительное прекращение судоходства, сельскохозяйственного и рыбопромыслового производства.

 

Отметить, что крупные гидротехнические аварии случаются не так уж редко. Отмечено, что в мире за последние 180 лет произошло более 300 зна­чительных гидродинамических аварий. Последствия этих, аварий: в зоне катастрофы могут оказаться опасные производ­ственные объекты (химические, взрывопожароопасные); нарушается работа системы водоснабжения, канализации, сливных коммуникаций. Все это создает неблагоприятную санитарно-эпидемическую обстановку и способствует появлению массовых инфекционных заболеваний.

 

4.         Прежде чем начать изучение основного материала, отметить, что все мероприятия по защите от гидротехнических аварий делятся на три группы. Профилактические мероприятия относятся к первой группе мероприятий. Проводятся они постоянно и включают в себя меры профилактики возникнове­ния гидродинамической аварии на гидротехническом сооруже­нии: постоянный надзор за безопасностью функционирования таких сооружений и накопителей жидких отходов промышлен­ности; обследование гидротехнических сооружений и проверка организации надзора за ними.

Кроме того, в соответствии с требованиями Федерального за­кона «О безопасности гидротехнических сооружений» составля­ются декларации по безопасности гидротехнических сооружений.

 

5.         Учащиеся должны знать, что полностью исключить возникновение гидродинамических аварий не представляется возможным. Поэтому целью повышения уровня безопасности населения в условиях возникновения чрезвычайной ситуации на гидротехническом сооружении планируются и проводятся мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуа­ции. Это мероприятия второй группы.

Основные мероприятия по ликвидации последствий чрез­вычайной ситуации гидродинамического происхождения мож­но рассмотреть на конкретном примере — прорыве плотины Киселевского водохранилища в июне 1993 г.

 

6.         К третьей группе относятся мероприятия, связанные с организацией подготовки населения к безопасному поведению при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации на гидротехническом сооружении и во время нее.

На этом этапе целесообразно рассмотреть рекомендации МЧС России по ликвидации последствий чрезвычайных ситуа­ций на гидротехнических сооружениях:

 

—    как подготовиться к гидродинамической аварии;

—    как действовать при угрозе гидродинамической аварии;

—    как действовать в условиях наводнения при гидродина­мических авариях;

—    как действовать после гидродинамической аварии.

 

В заключение урока отметить, что комплекс мер, принимаемых государством по защите населения от чрез­вычайной ситуации гидродинамического происхождения, зна­чительно повышает устойчивость работы гидродинамических сооружений. Однако при этом не следует забывать о личной готовности каждого человека действовать в условиях чрезвы­чайной ситуации гидродинамического происхождения спокойно, расчетливо и эффективно. Быть способным найти наиболее безопасный выход в сложной аварийной обстановке — это основная цель обучения правилам безопасного поведения.

 

Контрольные вопросы


1.            Какие сооружения относятся к гидродинамическим? Назовите их основное предназначение.

2.            Какие гидродинамические сооружения относятся к потенциально опасным сооружениям?

3.            Каковы причины возникновения гидродинамической аварии?

4.     Какие поражающие факторы возникают при гидродинамической аварии?

5.            Перечислите основные последствия гидродинамической аварии.

6.            Какие факторы могут привести к возникновению аварии на гидротехническом сооружении? 

7.            Какие мероприятия проводятся на гидротехнических со­оружениях в целях профилактики гидродинамических аварий?

8.            Какие мероприятия проводятся для защиты населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации гидродинамиче­ского происхождения?

9.            Какое значение имеет подготовка населения, проживаю­щего на территории, прилегающей к гидротехническому coopyжению, к чрезвычайным ситуациям гидродинамического про­исхождения?

10.     Какую информацию необходимо иметь населению, проживающему вблизи гидротехнического сооружения, для обеспечения безопасности?

 

Домашнее задание


1.            Изучите §5.8, 5.9  учебника.

 

2.     Подберите в различных источниках (книги, журналы и т. д.) несколько примеров гидродинамических аварий, имев­ших место в мире. Проанализируйте причины их возникнове­ния и последствия для жизнедеятельности населения в зоне ЧС.

 



Создан 02 янв 2016



 


   Широке визнання в українській літературі Глібов здобув як байкар.             .  Усього він написав понад сотню творів цього жанру.


   Перша збірка «Байки Леоніда Глібова», що містила 36 творів,

   вийшла у Києві.


   Жива багата мова, легкість діалогів, дотепність байок зробили їх                    популярними у школі та приносили радощі дітям.

андерсен

.





    © 2015  Байки Глібова.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика