Урок 13. Сохранение и укрепление здоровья — важная забота каждого человека и всего человечества.






 

 

Цели урока. 

 Познакомить учащихся с понятием, функциями и показателями здоровья. Изучить структуру и составляющие индивидуального и общественного здоровья.

 

Проверка домашнего задания.


1.                  Блиц-опрос.


1.Массовое заболевание людей на территории страны или региона (эпидемия);

2.Мероприятие, предшествующее удару стихии (оповещение);

3.Самое частое ЧС в жилых домах и школах (пожар);

4.Кто в школе главный по ГО? (директор)

5.Оповещения и связи, охраны общественного порядка, противопожар­ная — ... ГО; (службы)

6.Какой документ определяет порядок проведения любого мероприятия ГО? (план)

7.Один из поражающих факторов ядерного взрыва; (радиация)

8.Что должно быть под рукой у врача и спасателя для оказания помощи? (медикаменты)

9.Что бывает устойчивым и без чего невозможно оповещение? (связь)

 

2. Ответьте на вопросы:


—Как проводится эвакуация учащихся из школьного здания?

—В каких случаях она проводится?

—Какой документ устанавливает порядок эвакуации?

—Где собираются учащиеся и персонал школы после завершения эвакуации?

—Где располагается пункт временного размещения учащихся и персонала школы?

—Какими средствами пожаротушения располагает школа?

—Как пользоваться пожарным водопроводом?

—Что запрещается тушить при помощи пожарного водопровода?

—Огнетушителями каких типов располагает школа?

—Когда проводится индивидуальная санитарная обработка?

—Какие средства используются для индивидуальной санитарной обработки?

—Что представляет собой санитарная обработка помещений?

 

Изучение нового материала.


Вводное слово учителя.


       Безопасность жизнедеятельности помогает человеку создать условия для нормальной, полноценной, интересной и приносящей пользу обществу жизни и деятельности. Всего этого можно достичь только тогда, когда человек внимательно относится к своему здоровью, однако для этого тоже нужны знания, причем знания специальные. Любой культурный человек должен иметь

представление об элементарных медицинских понятиях, правилах безопасного (с медицинской точки зрения) поведения в повседневной жизни, правилах гигиены, рационального питания, да и о многом другом. Что позволит сберечь его здоровье.

Многие люди считают, что здоровье гражданина — дело сугубо личное. Но это не так. В ходе изучения сегодняшнего урока мы с вами убедимся в этом.

 

Вопросы для активизации знаний.


Отвечая на вопросы, постарайтесь использовать свой жизненный опыт

—Как вы понимаете термин «здоровье человека»?

—Есть ли какие-либо объективные показатели здоровья? Если есть, назовите их.

—Для чего нужно здоровье человеку с точки зрения личной жизни? А с точки зрения общества?

—Из чего складывается здоровье человека?

—Есть ли какие-то показатели здоровья помимо физических?

—Что такое общественное здоровье? Как оно связано с личным здоровьем каждого человека?

—На какие стороны жизни общества влияет общественное здоровье?

В качестве эпиграфа к лекции можно вспомнить слова Конфуция, китайского мудреца, жившего вV веке до нашей эры.

 

Человек заболевает по многим причинам: некоторые заболевают от простуды,

некоторые от усталости и горя. Если из ста ворот закрыть лишь одни,

то разве можно на этом основании считать, что грабитель не сможет пробраться в дом.

Конфуций


В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) написано: «Здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»

 

В понятии здоровья имеются три равноценные составляющие:


1.  Физическое здоровье — здоровье тела. Оно складывается из двигательной активности человека, рационального питания, личной гигиены, безопасного поведения, оптимального сочетания труда и отдыха, отказа от вредных привычек.

 

2.  Душевное здоровье — здоровье разума. Оно определяется сис­темой мышления человека, развитием внимания и памяти, волевых качеств, степенью эмоциональной устойчивости, отношением к ок­ружающему миру: к людям, знаниям, вещам и себе.

 

3.  Социальное здоровье — определяется моральными принципа­ми: сознательное отношение к труду, овладение сокровищами мировой культуры, уровня воспитания и образования.

 

Основные показатели здоровья:

 

—отсутствие болезни;

—нормальная работа организма;

—равновесие организма в системе «природа — человек» (нор­мальные показатели работы организма — температура тела, форму­ла крови, кровяное давление, пульс и т.д.);

—полное физическое, умственное, психическое и социальное бла­гополучие;

—способность приспосабливаться к изменениям окружающей среды;

—способность полноценно участвовать в жизни общества;

—стремление к творчеству.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии душевных (психических) и физи­ческих сил организма. Гармония психофизических сил укрепляет здоровье, создает условия для творческого самовыражения в различ­ных областях жизни. Активный и здоровый человек надолго сохра­няет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позво­ляя «душе лениться».

 

Функции здоровья — внешнее проявление свойств организма в системе природы и системе общества. Ученые обычно выделяют че­тыре основные функции здоровья:

—биологическую, которая проявляется в способности произво­дить на свет полноценное потомство;

—физиологическую, проявляющуюся в нормальном функциони­ровании организма;

—психофизиологическую, проявляющуюся в нормальной работе организма как системы в природной и общественной среде;

—социальную, которая проявляется в способности человека вы­полнять свои обязанности перед обществом, включиться в общест­венную жизнь, т.е. социально быть адаптированным.

Человек может быть физически и психически здоров, но он может пренебрегать устоявшимися нормами морали: совесть, сопереживание, честность, порядочность, чувство долга, уважение к окружающим. Всякое проявление неуважения, духовного и физического насилия, экстремизма является нравственным уродством, а следовательно, свидетельствует о нравственном нездоровье человека.

 

Можно говорить о здоровье индивидуальном и общественном. Индивидуальное здоровье человека зависит от того образа жизни, который он ведет. Общественное здоровье — результат сложения состояния здоровья всех членов общества, оно зависит от политических, социально-экономических, природных и экологических факторов. В настоящее время экологические факторы, по мнению большинства ученых, играют решающую роль в состоянии общественного здоровья.

Человек, загрязняя и изменяя окружающую среду, «рубит сук, на котором сидит». Изменения состава и свойств отдельных компонентов окружающей природной среды (атмосферный воздух, вода, почва, уровень радиации в местах проживания людей, уровень шума и другие) и в конечном счете загрязнению среды и необратимым процессам, автоматически приводят к физиологическим изменениям человека, изменениям демографического и социального поведения. 

Ученые различают следующие виды загрязнения окружающей среды: химическое, физическое, биологическое, информационное.

 

Химические загрязнители (ксенобиотики), попадая в окружающую среду в больших количествах, могут воздействовать на генетический аппарат живых организмов, вызывать их гибель и тем самымнарушать сложившееся равновесие в природе. Основные, самые массовые химические загрязнители поступают в окружающую среду с отходами промышленности, в результате работы транспорта и бытовыми отходами. Среди них существуют вещества, которые не воспринимаются большинством людей и являются фактором экологического риска. Причиной химического отравления могут стать лекарства (при превышении дозировки или с истекшим сроком хранения), бытовая химия (при неправильном их использовании), пищевые добавки.

 

К физическим загрязнителям относятся: ионизирующее и электромагнитное излучение, тепловое загрязнение, шум. В природе громкие звуки являются сигналами тревоги. Восприняв их, организм животного и в том числе человека приходит в состояние повышенной возбудимости. (Уровень естественного шумового фона составляет 20—30 децибел.) Любой звук достаточной длительности и интенсивности при водит к снижению слуховой чувствительности. По медицинской ста­тистике у 20% молодежи из-за частого прослушивания громкой музыки слух притуплён (как у престарелых людей). Постоянное шумовое воздействие на организм вызывает расстройство нервной системы, депрессию и другие расстройства организма.

 

Ионизирующее излучение — той же природы, что и при ядерном взрыве. Источником его может послужить ядерная реакция, в том числе и управляемая, радиоактивные вещества и материалы, в том числе искусственного происхождения, наше светило. В настоящее время активизировались и природные и искусственные источники ионизирующего излучения. Говоря об искусственных источниках, следует упомянуть резкий рост числа государств, обладающих ядер­ным оружием. Мы с вами об этом говорили при изучении второй те­мы. Там же мы упоминали и так называемую «грязную бомбу» — кон­тейнер с радиоактивными материалами, например, отработанным ядерным топливом, которое может быть использовано террористами в качестве «начинки» для бомбы. Если применить ее в городских ус­ловиях, то последствия могут быть просто катастрофическими.

Растет и ядерная энергетика. Франция, например, 80% своей электроэнергии получает за счет АЭС. Общий мировой процент элек­троэнергии, выработанной на таких электростанциях, сейчас превы­сил 30% . Аварии, подобные Чернобыльской, более не случались, но абсолютную гарантию безопасности АЭС никто дать не может.

 

Электромагнитное излучение (ЭМИ) целиком и полностью имеет искусственную природу, за исключением крохотной части, приходя­щей из космоса. Космическое электромагнитное излучение очень сла­бое и для человека не представляет серьезной опасности. Искусствен­ное же — совершенно иное дело. Оно не только опасно, в некоторых случаях оно приводит к очень серьезным патологиям, а иногда — к смерти. В то же время количество приборов, использующих ЭМИ, растет. Это телевизоры, компьютеры, мобильные телефоны, печи СВЧ — все это облучает нас каждый миг. Ослабить влияние ЭМИ на наш организм может только строгое соблюдение правил пользования приборами, использующими электромагнитное излучение.

 

Тепловое загрязнение вам знакомо. Оно меняет климат не только в пределах города, но и планеты в целом.

 

Биологическое загрязнение. Его носители — разнообразные мик­роорганизмы. Микробы и вирусы — носители чужеродной генетиче­ской информации вторгаются во внутреннюю среду организма чело­века. Чтобы оградить ее, организм должен отражать их атаки. Под такой способностью организма понимают иммунитет.

 

Подведение итогов урока.


Вопросы для закрепления знаний.


— Назовите определение здоровья по уставу Всемирной организации здравоохранения. Какие составляющие включает в себя здоровье? Назовите основные функции здоровья.

–– Что такое индивидуальное здоровье и от чего оно зависит? Что такое общественное здоровье и какие факторы на него влияют?

–– Назовите основные виды загрязнения окружающей среды. Кратко охарактеризуйте химическое загрязнение. Кратко охарактеризуйте физическое загрязнение. Кратко охарактеризуйте биологическое загрязнение.

–– Что такое иммунитет? Какие виды «социального загрязнения» общества вам известны? Кратко охарактеризуйте их.

 

 

Домашнее задание.


Учебник (с. 122—129) 

 

 



Создан 04 янв 2016



 


   Широке визнання в українській літературі Глібов здобув як байкар.             .  Усього він написав понад сотню творів цього жанру.


   Перша збірка «Байки Леоніда Глібова», що містила 36 творів,

   вийшла у Києві.


   Жива багата мова, легкість діалогів, дотепність байок зробили їх                    популярними у школі та приносили радощі дітям.

андерсен

.





    © 2015  Байки Глібова.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика