Урок 16. Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ.






 

 

Цели урока.

  Познакомить учащихся и закрепить имеющиеся знания о здоровом образе жизни, роли питания как составляющей здорового образа жизни.

 

Проверка домашнего задания. Блиц-опрос


1. Государственный санитарный …         (надзор)

 

2.Режимно-ограничительные мероприятия, предусматривающие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и проведением про­тивоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий, ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина адми­нистративно-территориальных образованиях (обсервация)

 

3. Бытовое название вакцинации  (прививка)

 

4. Высушенные листья растения Nicotiana tabacum  (табак)

 

5. Тельца, образующиеся в крови человека в результате прививки (антитела)

 

6. Способность организма человека и животных специфически реагиро­вать на присутствие в нем какого-то вещества, обычно чужеродного (иммунитет)

 

7. Комплекс мер по уничтожению вредных членистоногих — переносчи­ков возбудителей болезней (дезинсекция)

 

8. Медицинский препарат, предназначенный для создания иммунитета к инфекционным болезням (вакцина)

 

9. Основной способ введения в организм вакцины (инъекция)

 

2. Ответьте на вопросы:


—Что такое иммунитет?

—Что является действующим механизмом в иммунитете?

—Какие пути используются для укрепления иммунитета?

—Что такое вакцинация и иммунизация?

—Какие пути используются для выработки искусственного им­мунитета организма?

—Какие способы прививок существуют?

—Что такое санитарно-гигиенические мероприятия?

—Что является основой санитарно-гигиенических мероприятия

—Назовите основные направления санитарно-гигиенических мероприятий в нашей стране.

—Какие мероприятия включает в себя профилактика инфекционных заболеваний?

—Что такое дезинсекция? Дезинфекция? Дератизация?

—Что такое карантин и для чего он применяется?

—Чем обсервация отличается от карантина и когда она применяется?

 

Изучение нового материала. Вводное слово учителя.


Прошлый раздел курса был посвящен профилактике инфекционных болезней, которые приносят человеку много неприятностей и горя. Однако инфекционные болезни — это только часть тех заболеваний, которыми страдает человек. Есть множество других недугов, которые губят наше здоровье, а это убивает нас. Всем известно о сердечно-сосудистых болезнях, о болезнях желудочно-кишечного тракта, почек, позвоночника и т. д. Парадокс состоит в том, что на большинство этих болезней мы обрекаем себя сами. Противостоять им может только одно средство — здоровый образ жизни. Он и будет главной темой нового раздела курса ОБЖ, который мы начинаем изучать сегодня.

 

Вопросы для активизации знаний.

—Что такое здоровый образ жизни? Из каких составляющих он состоит?

—Какое место в здоровом образе жизни занимает правильное питание? Что вы понимаете под правильным питанием? Относится ли к этому понятию только определенное сочетание продуктов?

—Попробуйте сформулировать понятие «культура питания».

 

Лекция. «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ)  — поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.Укрепление же здоровья — мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического, духовного и социального благополучия».

ЗОЖ подразумевает, что поведение человека направлено на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, повседневная деятельность человека включает профилактику заболеваний, предотвращающую их возникновение и способствует активному образу жизни.

ЗОЖ зависит от:


—    объективных общественных условий, социально-экономических факторов;

––   конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести здоровый образ жизни в разных сферах: учебе, труде, семье и быту;

––   системы ценностных отношений, способствующих стремлению людей к ЗОЖ.

До недавнего времени под «здоровьем» понималось здоровье в узко биологическом смысле, т.е. способность организма к адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ. Здоровый образ жизни подразумевает правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания, и противостояние малоподвижному образу жизни. Здоровый образ жизни — основа профилактики заболеваний, следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики — первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Профилактика заболеваний подразумевает какие-то дополнительные нагрузки для человека, изменение его привычек и поэтому требует сил. И если человек захочет вести здоровый образ жизни, то он в первую очередь должен понять важность изменения своего образа жизни. И тогда найдется недостающее время и необходимые материальные средства. Здоровый образ жизни включает в себя:


–– Регулярные физические нагрузки (физкультура, ходьба пешком, велосипедные прогулки, оздоровительное плавание, активный отдых и т.д.) Важна правильная организация нагрузок. Регулярные физиче­ские нагрузки связывают с уменьшением риска многих заболеваний. Кроме того, регулярные занятия спортом или физкультурой сами по себе создают позитивную зависимость, улучшают качество жизни.

––  Правильное питание. Разумное питание помогает чувствовать себя и выглядеть лучше.

— Отказ от алкоголя и курения, наркотиков.

— Умение справляться со стрессом.         

—Знание основ предоставления первой доврачебной помощи.

— Поиск и использование медицинской помощи в случае необхо­димости.

— Потребительская информированность.

— Защита окружающей среды.

— Эффективное использование времени.

 

Здоровый образ жизни направлен на обеспечение общего комфортного самочувствия, когда человек может справиться с жизненными вопросами и проблемами, оценивать реально происходящие события, находить позитивные стороны различных ситуаций, т.е. избегать глубоко стрессовых ситуаций.

При рассмотрении здорового образа жизни можно говорить об интеллектуальном, физическом, социальном и духовном самочувствии человека.

Интеллектуальное самочувствие — это способность человека узнавать и использовать новую информацию, чтобы повысить качество жизни и способность действовать оптимально в новых обстоятельствах.

 

Физическое самочувствие — способность человека действовать эффективно, в соответствии с требованиями повседневной работы; это хорошая физическая подготовленность и наличие полезных двигательных качеств.

Социальное самочувствие — способность успешно взаимодействовать и устанавливать значимые отношения с другими людьми.

Духовное самочувствие — это способность устанавливать систему ценностей и действовать в соответствии с ней, при этом устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним.

 

Культура питания. Сохранение здоровья населения является одной из задач государственной важности.

В последние годы благодаря возрастающей автоматизации многих производственных процессов уменьшилась доля физической pаботы, соответственно снизился расход энергии. Это привело к тому, что энергетическая ценность пищи превышает энергозатраты. В cвязи с этим резко увеличилось число людей, страдающих ожирением и связанными с ним хроническими заболеваниями. К их числу можно отнести атеросклероз, гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, сахарный диабет, подагру.

В развитых странах значительно изменился рацион питания: увеличилось потребление продуктов животного происхождения, cахара, рафинированных продуктов, содержащих гидрогенезированные жиры, сократилось потребление овощей и фруктов. Такой тип питания приводит к нарушению обмена веществ в организме человека и развитию ожирения. Но в тоже время в странах третьего мира преобладают болезни, связанные с недостаточным питанием, что приводит к развитию гиповитаминозов и гипомикроэлементозов и даже  дистрофии.

 

По определению академика А.А. Покровского, рациональное питание — это, прежде всего, правильно организованное и своевременное снабжение организма хорошо приготовленной питательной и вкусной пищей, содержащей все необходимые организму вещества в должном, рациональном соотношении.

В последние годы особенно много говорят об опасности чрезмер­ного потребления жиров и углеводов, в результате которого развива­ется ожирение со всеми вытекающими последствиями: сахарным ди­абетом, нарушением функции печени и другими болезнями. Но су­щественный вред может принести и избыток в пище белков, солей.

 

Поэтому в каждодневное меню необходимо включать разнообраз­ные продукты — молоко и творог, содержащие белок, сыр, рыбу или мясо, богатыми витаминами и минеральными солями овощей, фрук­ты. Не обойтись и без различных жиров, в числе которых непремен­но должны присутствовать сливочное и растительное масла. И не имеющая никаких питательных веществ клетчатка овощей и фруктов, необходима организму, т.к. содейст­вует выработке пищеварительных соков, регулирует деятельность кишечника и выводит из организма избыток холестерина.

Очень большое значение для усвоения пищи имеет режим пита­ния, т.е. правильное распределение приемов ее в течение дня.

 

Таким образом, здоровое питание — это питание рациональное, сбалансированное и своевременное.

Чтобы питание было действительно полезным, его необходимо орга­низовать с учетом семи основных принципов.

—Соблюдение соответствия между количеством потребляемой с пищей энергии (ее калорийностью) и расходом ее на внутренний об­мен и мышечную работу.

—Качественная полноценность пищевого рациона, т.е. необходи­мый его химический состав, обеспечивающий суточную норму в не­обходимых питательных веществах. Рацион должен быть сбаланси­рован по содержанию основных пищевых веществ, чтобы создать оп­тимальные условия для их усвоения и обмена веществ.

 

—Разнообразие пищи за счет использования возможно большего ассортимента продуктов и различных способов приготовления. Толь­ко в этом случае организм получает все необходимые компоненты в оптимальных сочетаниях и количествах.

—Пища должна быть хорошо приготовлена, обладать приятным вкусом и привлекательным внешним видом, вызывать аппетит, со­ответствовать вкусам и привычкам человека, т.к. полезна только еда с удовольствием, если же она не возбуждает аппетита, то и усваива­ется плохо.

—Необходимость соблюдения определенного режима питания, который создает наилучшие условия для нормального пищеварения и усвоения организмом питательных веществ. При этом следует учи­тывать, что режим питания во многом зависит от климата и условий жизни.

—Санитарная безупречность и безвредность пищи.

—Способность пищи вызывать чувство насыщения. Это достигается за счет ее объема, определенного содержания белков, жиров, углеводов, способа приготовления.

С этих позиций и следует рассматривать особенности приготовления блюд и рациона питания в целом.

 

Подведение итогов урока.




Создан 05 янв 2016



 


   Широке визнання в українській літературі Глібов здобув як байкар.             .  Усього він написав понад сотню творів цього жанру.


   Перша збірка «Байки Леоніда Глібова», що містила 36 творів,

   вийшла у Києві.


   Жива багата мова, легкість діалогів, дотепність байок зробили їх                    популярними у школі та приносили радощі дітям.

андерсен

.





    © 2015  Байки Глібова.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика