Урок 17. Биологические ритмы. Общие понятия. Влияние биоритмов на работоспособность человека.






 

 

Цели урока. 

 Рассмотреть понятие режима труда и отдыха, формиро­вание индивидуального режима, меры и способы профилактики утомления.

 

Проверка домашнего задания.


Ответьте на вопросы:


—Что такое здоровый образ жизни?

—Какую роль он играет в жизни человека?

—От каких факторов он зависит?

—Какие составляющие он в себя включает?

—На что он направлен?

—Какую роль играет в здоровом образе жизни здоровое питание?

—В чем заключается здоровое питание?

—Что такое культура питания?

—К соблюдению каких правил она сводится?

—Назовите основные правила здорового питания.

 

Изучение нового материала. Вводное слово учителя.


Человек не в силах сопротивляться болезни потому что его организм истощен постоянными усилиями, направленными на поддержание обычного ритма своей повседневной жизни. Усталость особенно сильно влияет на человека, если его повседневный ритм жизни не удобен для его организма. Почему это происходит и как сделать свою повседневную жизнь наиболее комфортной? Это и станет темой сегодняшнего урока.

 

Вопросы для активизации знаний.


—Легко ли вы встаете утром?

—Во сколько вы ложитесь спать?

—Хватает ли вам времени на все ваши занятия?

—Знаете ли вы свои биологические ритмы?

—Знаете ли вы, что такое биологические ритмы?

—Какие типы людей с точки зрения особенностей их биологиче­ских ритмов вы знаете?

—Что такое усталость и в чем она проявляется?

—В какое время у вас наступает период максимальной работо­способности?

—Сколько времени в вашем возрасте нужно отводить на сон?

—Какой вид отдыха позволяет вам быстрее и лучше восстано­вить свои силы?

—Задумывались ли вы над тем, о чем мы говорили сейчас?

 

Биологические ритмы, или биоритмы, — это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических про­цессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности пере­дается по наследству и обнаружена практически у всех живых орга­низмов. Их проявление можно наблюдать в отдельных клетках, тканях и органах, в целых организмах и в популяциях. Основной признак ритмических процессов — их повторяемость.

 

Вея деятельность организма человека подчинена определенным ритмическим колебаниям. Ритмично сокращаются сердце и дыхательная мускулатура, за бодрствованием следует сон, изменяются уровень гормонов и биологически активных веществ в крови, де­ятельность органов пищеварения и т.д.

Все функции организма связаны с расходованием энергии. И еже­дневно в строго определенные часы каждый внутренний орган ее вос­полняет.

Ученые установили, что максимум работоспособности наблюдается с 10 до 12 ч., затем уровень ее несколько падает и с 16 до 18 ч. вновь незначительно повышается. При этом максимум отдельных функци­ональных показателей отмечается как в утренние, так и в вечерние часы. Так, утром мышечная сила меньше, чем вечером, с 16 до 19 ч. у многих спортсменов выше результаты в прыжках в длину, в тол­кании ядра, в беге на 100 м.

 

По мнению ученых — хронобиологов (хронобиология — область биологии, изучающая протекание во времени процессов жизнеде­ятельности, тесно связана с медицинской астрологией), существует несколько биологических ритмов, которые определяют жизненную активность человека, способность его эффективно заниматься тем или иным видом деятельности.

 

Первый значимый ритм — трехчасовой ритм управителей часов данного дня недели, так называемые космобиологические циклы.

Суточный ритм — это 24-часовой ритм. Он связан с вращением Земли вокруг своей оси и со сменой дня и ночи. Он дает периоды спада и подъема активности — физической и психической. Что происходит в течение суток, от чего зависят эти перемены? В основном от темперамента человека. «Жаворонки» и «совы» связаны с суточным ритмом — с подъемом и спадом активности.

Месячный ритм — он связан с 4-я фазами Луны: новолуние, восходя Луна, полнолуние, убывающая Луна.

 

Годовой ритм. Он связан со сменой времен года, с движением Солнца, с движением Земли вокруг Солнца — активность человека меняется со сменой сезона. Большинство людей менее активны в короткие зимние дни, a с наступлением весны человек оживает, его активность повышается. Февраль идекабрь — месяцы наименьшей активности почти для всех.

 

Биологический год — это год жизни человека от дня рождения до рождения. В эти биологические годы есть периоды спада и активности.

При нарушении основных правил здорового образа жизни и пренебрежении собственным запасом сил системы организма начинают работать беспорядочно, и физиологические ресурсы органов и систем используются неэффективно, не успевая полностью восстановиться. Появляются признаки хронической усталости, отсутствие аппетита, снижается острота зрения, реакция становится замедленной.

Усталость, утомляемость и их профилактика. Повышенная утомляемость и постоянное чувство усталости — распространенные жалобы, предъявляемые пациентами на приемах врачей различных специальностей. Хроническую усталость можно охарактеризовать как состояние потери активности и способности продолжать какую-либо деятельность. Она влияет на физические и интеллектуальные способности, снижая качество жизни.

 

Физиологическое утомление — это состояние, субъективно ощущаемое как чувство «слабости, вялости», вызываемое тяжелой грузкой и характеризующееся пониженной работоспособностью, может быть физическим (мышечным) и нейропсихическим (центральным). Обе формы утомления проявляются при физической и интеллектуальной деятельности, и нельзя отделить одну от другой. Тяжелая физическая работа приводит в первую очередь к мышечному утомлению, а усиленная или монотонная умственная нагрузка вызывает преимущественно утомление центрального типа.

 

Мышечная утомляемость — неспособность мышц поддерживать мышечное сокращение заданной интенсивности — связано с присутствием избытка аммиака, усиливающего анаэробный гликолиз, блокируя выход молочной кислоты. Повышение уровня аммиака и ацидоз лежат в основе метаболических нарушений при мышечной утомляемости. Эти процессы играют определяющую роль в формировании усталости, связанной с физиологическим утомлением.

 

Нейропсихическое утомление ведет к снижению трудоспособности вследствие нарушений центральной нервной регуляции, связанных, в первую очередь, с функциональным состоянием  головного мозга, отвечающим за активное бодрствование. Мозг человека потребляет до 25% всех энергетических ресурсов организма, и его активность постоянно высока как в дневное, так и ночное время (деятельность мозга во сне). При нейропсихическом утомлении происходит замедление процессов передачи информации, ухудшение его функций, потеря интересов к работе, ослабление сенсорного восприятия и моторной функции. Нейропсихическое утомление может сопровождаться депрессивными и тревожными реакциями, раздражительностью, резкой сменой настроения и заторможенностью.

 

Если не происходит восстановления, то возникает синдром перегрузки. Следом за перегрузкой развивается истощение. Истощение возникает в тех случаях, когда физическая или умственная работа, превышающая предел утомления, не прерывается на срок, достаточный для восстановления. Стресс— особое состояние организма и характеризуется мобилизацией всех неспецифических, защитных и приспособительных сил, приводящих к повышению устойчивости организма. Возникновение развитие стресса не зависит от факторов, приводящих к нему: психических, социальных, болевых.

 

Труд и отдых — две стороны единого процесса жизнедеятельности организма. Отдых — состояние относительного покоя или такого вида деятельности, которое снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Еще И.М. Сеченов установил, что деятельность одних мышечных групп или конечностей способствует устранению утомления, возникающего при работе в других мышеч­ных группах. Это явление получило название активного отдыха.

 

Активный отдых — это отдых, заполненный каким-либо видом деятельности, отличным от выполняемого труда. При утомлении легкой или средней степени смена работы приводит к более быстромy и полному восстановлению работоспособности по сравнению с от­дыхом в покое. Активный отдых используется и при умственном труде. Смена напряженной интеллектуальной деятельности другим ee видом или легким физическим трудом приводит к быстрому снятию утомления, исчезновению ощущения усталости.

 

В профилактике развития утомления, снижении его глубины большую роль играет рациональная организация труда и отдыха, учитывающая специфику работы. Так, прекратив физическую работу, человек сразу выключается из трудового процесса, а потому достаточно эффективными могут оказаться приемы пассивного отды­ха, особенно при тяжелом физическом труде.

Правильная организация труда включает внутрисменные перерывы на отдых, использование так называемой функциональной му­зыки. Сменность работы в различное время суток нежелательна, по­скольку развивается сбой биоритмов, а это препятствует нормально­му функционированию организма.

 

Подведение итогов урока.


Вопросы для закрепления знаний.


—Что такое биоритмы?

—Какую роль играют биоритмы в жизни человека?

— Какие бывают биоритмы, исходя из их периодичности?

—Какие биоритмы особенно важны для человека?

—Как, исходя из особенностей суточных биоритмов, можно классифицировать людей?

—В  чем  особенность  биоритмов   «жаворонков»,   «голубей», «сов»?

—Назовите научно-обоснованные часы активной работы, отдыха и отхода ко сну для своего биоритмического типа.

—Что такое утомление и чем оно отличается от усталости и утомляемости?

—Опишите физиологический механизм утомления.

—Как бороться с утомлением и усталостью?

 



Создан 05 янв 2016



 


   Широке визнання в українській літературі Глібов здобув як байкар.             .  Усього він написав понад сотню творів цього жанру.


   Перша збірка «Байки Леоніда Глібова», що містила 36 творів,

   вийшла у Києві.


   Жива багата мова, легкість діалогів, дотепність байок зробили їх                    популярними у школі та приносили радощі дітям.

андерсен

.





    © 2015  Байки Глібова.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика